Мастер-класс «Уникальные графические техники эстампа и гравюры» | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

15 октября в рамках просветительского проекта «Университетские субботы» в Высшей школе печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета прошел мастер-класс «Уникальные графические техники эстампа и гравюры». Занятие из цикла «Наследники Ивана Федорова» провел художник-график, доцент кафедры иллюстрации и эстампа, член МСХа Сергей Крестовский.

В начале мастер-класса Сергей Крестовский рассказал участникам «Университетской субботы» о своем творческом пути, определённых аспектах профессиональной деятельности и о том, как важно сохранять традиции в искусстве графики. В 1978 году Сергей Александрович закончил факультет художников книги Московского полиграфического института. Работал в станковой графике, книжной иллюстрации и живописи. К настоящему времени он проиллюстрировал и оформил более 160 книг русской и зарубежной классики, включая: Гомера «Илиада, Одиссея», Р.Ролана «Кола Брюльон», Фр.Кафки «Избранное», У.Теккерея «Ярмарка Тщеславия», С.Лагерлёфа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Афанасьева «Крошечка Хаврошечка», Х.К Андерсена «Сказки», «Сборник сказок зарубежных писателей» и другие. Последние 12 лет Сергей Крестовский в основном иллюстрировал детские книги. По его словам, именно сказка позволяет художнику дать не только прямой изобразительный ряд, но и параллельный, в котором и создается образная сторона произведения, страны, эпохи, писателя, есть возможность войти в иллюзорный мир своего подсознания и быть соавтором. Каждая книга для него – это новый подход к теме, цветовому, пластическому и образному ряду.

В ходе занятия Сергей Александрович провел экскурсию по своей мастерской и приоткрыл завесу таинств творческого процесса в печатном деле. Осматривая его мастерскую, понимаешь, что всё здесь пропитано особой энергией. Это место, где рождались и воплощались его произведения – прекрасные, чистые, одухотворенные, содержащие в себе его эфемерные представления о мире нас окружающем.

С помощью примеров в собственном исполнении ведущий ввел слушателей в сущность основных понятий, используемых в графическом искусстве. Он отметил, что эстамп – обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный, либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы. Различают четыре разновидности эстампа: высокая (выпуклая) печать, плоская печать, глубокая печать и трафаретная печать. К выпуклой печати относят ксилографию, линогравюру и гравюру на картоне. К плоской печати - литографию со всеми ее разновидностями и монотипию. К глубокой печати: офорт, резцовую гравюру, меццо-тинто, пунктир, сухую иглу, акватинту, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашную манеру. К трафаретной печати – шелкографию. В тоже время гравюра представляет собой вид графического искусства, подразумевающий создание различными способами печатных форм.

Существует огромное число гравюрных техник. Так Франсиско Гойя обращается к гравюре в начале 70-х годов XVIII века. Первое крупное графическое произведение художника – серия гравюр «Капричос», выполненная техникой офорта, сухой иглы и акватины. В 1612 году в Гильдию Святого Луки вступили одновременно три художника, творчество которых связано с дальнейшим развитием голландского офорта: Эсайас ван де Вельде, Виллем Бейтевег и Геркулес Сегерс. Их роль в сложении пейзажа в офорте далеко не равноценна, как и их художественная одаренность. Сергей Александрович рассказал об их особом и очень индивидуальном месте в истории графики.

На практической части занятия участники попробовали создать собственный эстамп посредством специального станка. Выполняли ребята данную работу техникой высокой (выпуклой) печати. На печатной форме высокой печати краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. Для полного перехода краски на поверхность бумаги необходимо давление, которое и помогает создать станок. В задачу участников входило перенести с помощью пресса изображение на бумагу.

Аудитория слушателей была безмерно благодарна мастеру Сергею Крестовскому за столь познавательный курс техники эстампа и гравюры. Каждый получил эстетическое удовольствие от увиденного и пополнил багаж своих знаний.

Следующие занятия в рамках проекта «Университетские субботы» пройдут 22 октября 2016 года. Вас ждут экскурсии в музей истории полиграфии и книгоиздания России, лекция «Переплеты книжных изданий,  их отделка и оформление» и практикумы «Изготовление переплетов книжных изданий», «Отделка переплетов книжных изданий  тиснением». Для участия необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте us.dogm.mos.ru. Напоминаем, что посетить занятие может любой желающий.

Текст: Елизавета Плесовская
Ред.: Сергей Миронов

Фотоотчет от Дарьи Мирошниченко

 

Категории новостей

Анонсы

Объявления