Школа издательского мастерства: «Издательские стратегии в современном книгоиздании» | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

18 октября в Высшей школе печати и медиаиндустрии Московского Политеха состоялись мероприятия первой сессии Школы издательского мастерства. В них приняли участие генеральные и исполнительные директора, редакторы и специалисты ведущих издательств России. Параллельно сессия транслировалась в режиме online в регионы нашей страны.

Программу мероприятий открыло выступление директора Высшей школы печати и медиаиндустрии, проректора по интеграции Московского политехнического университета и автора идеи создания проекта «Школа издательского мастерства» Константина Антипова. Он рассказал о книге как о части медиаиндустрии, новых вызовах и новых возможностях в издательском деле. По словам спикера, мы живём в удивительную эпоху, ведь всего несколько лет назад специалисты в области книгоиздания сокрушались по поводу ухода печатного слова из жизни человека. Даже самые выдающиеся полиграфисты на каждой конференции с горечью утверждали, что печатному слову пришёл конец, его вытеснило электронное информационное пространство. Но сейчас, по данным статистики, объём чтения бумажных изданий по всему миру растёт, а их ассортимент увеличивается. Печатная книга не уступает место электронной, несмотря на то, что вторая постоянно совершенствуется. Мы наблюдаем сосуществование в одном и том же пространстве двух принципиально разных технологий воспроизводства текстовых смыслов. Книга, по мнению выступающего, во всех своих формах, а прежде всего в традиционной печатной форме, была, есть и останется центром информационного пространства человека не с технологической точки зрения, а с контентной, смысловой. Она есть единственная субстанция, придуманная человеком, обладающая способностью структурирования информационного поля.

Далее перед участниками Школы издательского мастерства с темой «Кадровый ресурс-важнейший потенциал развития книжной отрасли» выступила заведующая кафедрой издательского дела и книговедения, преподаватель Высшей школы печати и медиаиндустрии Ирина Шурыгина. Каким станет выпускник, по её словам, зависит от того, в каких образовательных, финансовых, психолого-педагогических условиях осуществляется сотрудничество «студент-преподаватель». Новшество в моделировании профильного высшего образования заключается в том, что стоимость подготовки специалистов присоединяется к стоимости производимого им общественного продукта уже в рамках редактора или издателя. Также спикер рассказала об особенностях новых профессиональных стандартов, применяемых в Высшей школе печати и медиаиндустрии при подготовке специалистов в издательском деле, и интегрированном обучении, предусматривающем обязательное прохождение студентами практики в издательствах, с которыми университет заключил договоры. Показателем эффективности интегрированного обучения является то, что в Высшей школе печати и медиаиндустрии самый высокий процент выпускников, работающих по специальности. Но унифицированный специалист, по словам Шурыгиной, компаниям не нужен. «Каждое издательство всё-таки, принимая на работу, готовит специалистов именно под свой репертуар издания».

Директор Департамента художественной литературы издательства «АСТ» Сергей Рубис выступил с темой «Современный редактор – главная фигура в книгоиздании. Ключевые навыки и зоны ответственности». Спикер начал с того, что осветил эволюцию профессии редактора за последние 50 лет и рассказал о направлениях деятельности редакторов. По его словам, к изданию книг существует два подхода, но и тот и другой основаны на понимании потребностей тех людей, для которых редактор создаёт книги. Из выступления участники узнали, где найти талантливого автора, как довести его произведение до готовности к печати, как на основе анализа рынка и собственных идей создать бестселлер. Также спикер рассказал об основных этапах издательского проекта и зонах ответственности редактора как руководителя проекта. Главное, по мнению спикера, при создании продуктов нужно помнить, что мир меняется каждый день.

Выступление Александра Альперовича, генерального директора издательства «Сlever», с темой «Управление издательским бизнесом в условиях постоянных изменений. Применение современных методов управления изменениями. Успешные практики» оказалось для гостей не менее содержательным. Спикер рассказал о способе планирования и распределения сроков работы внутри компании, о подготовке издания коллекций детских книг, идею которых издательство впервые реализовало год назад. Коллекции позволили значительно увеличить объём выпуска и продаж в издательстве. Самой удачной на данный момент коллекцией «Clever» является «Главная книга малыша».

Генеральный директор издательства «РИПОЛ классик» Сергей Макаренков рассказал о новых моделях в книгоиздании и книгах для микросообществ. «Не надейтесь избавиться от книги. Книга структурирует всё», – начал своё выступление Макаренков. По словам спикера, главное – понимать, какие специалисты нужны будут в XXIвеке. Информационное поле изменилось, и это привело к изменению мышления людей. Навыки, требуемые нынешним веком, – огромная сфера для изучения. Студентов нужно обучать с помощью метапредметного подхода, то есть учить их отвечать на вопросы, касающиеся строения и смысла жизни. Это, по мнению спикера, привьёт им критическое мышление, что в наше время необходимо для профессии книгоиздания. Во второй части своего выступления он рассказал о совместном образовательном проекте фонда «Живая классика» и Российской государственной детской библиотеки «Всероссийская школьная летопись». Его целью является объединение творческого потенциала школьников и учителей. Проект представляет собой попытку сформулировать новый тренд в виде платформы информационного издательства для школьников. «РИПОЛ классик» уже выпустило 10 экспериментальных книг учеников московских и петербургских школ и 9 книг смен международного детского центра «Артек». Планируется собрать воедино лучшие материалы книг классов и создать срезы поколений. В дальнейшем продукты проекта станут ценным материалом для историков и социологов.

Завершила заседание первой сессии Школы издательского мастерства главный редактор издательства «Пешком в историю» Александра Литвина темой «Инновационные книжные проекты: Серия «Россия в 2017 году» и книга «История старой квартиры»». Часто дети задают родителям вопросы, касающиеся истории. Например, «А почему эта улица называется “Первомайская”?». Взрослое поколение, по её словам, не знает, как правильно рассказать детям о сложных исторических периодах России. Печатные продукты издательства «Пешком в историю» помогают родителям ответить на подобные вопросы, книги содержат ёмкую, многостороннюю информацию об истории страны, обязательно подкреплённую красочными тематическими иллюстрациями. Материал направлен на расширение кругозора детей, начиная с раннего возраста, и прививание им любви к данной науке.

Текст: Варвара Журавлева
Ред.: Сергей Миронов

Проект организован журналом «Книжная индустрия», Высшей школой печати и медиаиндустрии и Российским книжным союзом при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

 

Категории новостей

Анонсы

Объявления